aqualena (aqualena) wrote,
aqualena
aqualena

Categories:

Взгляд сквозь века. Венеция в картинах. Часть 3. Canaletto Giovanni Antonio.

"Восемь лет в Венеции я не был...
Всякий раз, когда вокзал минуешь
И на пристань выйдешь, удивляет
Тишина Венеции, пьянеешь
От морского воздуха каналов.
Эти лодки, барки, маслянистый
Блеск воды, огнями озаренной,
А за нею низкий ряд фасадов
Как бы из слоновой грязной кости,
А над ними синий южный вечер,
Мокрый и ненастный, но налитый
Синевою мягкою, лиловой,-
Радостно все это было видеть!...
В полдень, возле Марка, что казался
Патриархом Сирии и Смирны,
Солнце, улыбаясь в светлой дымке,
Перламутром розовым слепило.
Солнце пригревало стены Дожей,
Площадь и воркующих, кипящих
Сизых голубей, клевавших зерна
Под ногами щедрых форестьеров.
Все блестело - шляпы, обувь, трости,
Щурились глаза, сверкали зубы,
Женщины, весну напоминая
Светлыми нарядами, раскрыли
Шелковые зонтики, чтоб шелком
Озаряло лица... В галерее
Я сидел, спросил газету, кофе
И о чем-то думал... Тот, кто молод,
Знает, что он любит. Мы не знаем -
Целый мир мы любим... И далеко,
За каналы, за лежавший плоско
И сиявший в тусклом блеске город..." Иван Бунин



Эту часть рассказа я посвятила одному художнику. Масштаб его личности сопоставим с грандиозностью сцен, которые выходили из-под его кисти.
Canaletto Giovanni Antonio настоящее имя которого Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal) родился 18 октября 1697 г. в Венеции в семье театрального художника Бернардо Каналя (Bernardo Canal), отсюда его прозвище Каналетто (Canaletto - "маленький Каналь") и Артемизии Барбери (Artemisia Barbieri). Giovanni Antonio был художником, стиль которого определяется как академизм, классицизм. Большая часть ранних картин Каналетто написаны на природе, это отличало их от принятой в то время практики завершения картины в студии. Обучение живописи он прошёл под руководством своего отца, одновременно он помогал ему оформлять спектакли в театрах. Впечатленный работами ведутиста из Рима Джованни Паоло Паннини (Giovanni Paolo Pannini), Каналетто начал изображать повседневную жизнь своего города и его жителей.

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции восемнадцатого века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни способствовал Гаспар ван Виттель.


Каналетто прославился своими городскими пейзажами Венеции. Он заслужено считается величайшим ведутистом XVIII века. Реалистические сцены городской жизни и виды Венеции в его исполнении, как и ещё одного известного мастера Франческо Гварди (Francesco Guardi), очень любили привозить с собой из поездок в Италию молодые аристократы, как напоминание о своих впечатлениях. Также Джованни Антонио был известен как гравер.
Вместе с другими известными художниками Giambattista Pittoni, Giovan Battista Tiepolo, Giovan Battista Piazzetta, Giuseppe Maria Crespi и Francesco Guardi он образует группу венецианских мастеров живописи.
После возвращения из Рима в 1719 году, он начал писать в своём "фирменном" топографическом стиле. Первая известная работа Каналетто, имеющая дату и его подпись - это "Архитектурное Каприччио" ( "Architectural Capriccio", 1723г. находится в частной коллекции). Проходя обучение вместе с Luca Carlevarijs, живописцем городских пейзажей со средними способностями, он быстро сравнялся с ним в мастерстве. В 1725 году художник Alessandro Marchesini, который также подбирал и покупал картины для коллекционера Stefano Conti, заинтересовался покупкой ещё двух "видов Венеции". Именно тогда агент предложил ему рассмотреть работы Каналетто. "Antonio Canale ... Он похож на Luca Carlevarijs, но вы можете увидеть солнце, сияющее в нём ".
Многие картины художника были куплены англичанами, при этом нередко посредником выступало агентство Джозефа Смита (Joseph Smith), который в 1744 был назначен консулом в Венецию.
В 1746 году Каналетто переехал в Лондон и прожил там девять долгих лет. Картины того времени - это дома и дворцы Англии. Парадоксально, но в какой-то момент заказчики начали выражать недовольство его работами, находя в них вторичность.
После возвращения в Венецию в 1755 г. Каналетто был избран в Венецианскую Академию (Venetian Academy). В 1763 году его назначили настоятелем Collegio dei Pittori. В то время он часто работал, используя свои старые эскизы, при этом часто создавая удивительные новые композиции. Его учениками были многие впоследствии известные художники, среди них его племянник Бернардо (Bernardo Bellotto), Francesco Guardi, Michele Marieschi, Gabriele Bella и Giuseppe Moretti. Художник Джузеппе Бернардино Бизон (Giuseppe Bernardino Bison) стал преданным последователем его стиля. Упомянутый племянник художника Бернардо Беллотто (родился 20 мая 1722 г. в Венеции) также был опытным пейзажистом, с похожим стилем живописи. Позже он иногда использовал имя "Каналетто", чтобы продвигать свою собственную карьеру, особенно в Германии и Польше, странах, в которых его дядя не был хорошо известен лично. Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — реалистичные виды центральноевропейских городов, прежде всего Дрездена, Вены и Варшавы. Стиль рококо.
Поздние работы Каналетто изображают грандиозные сцены с каналами Венеции и Дворцом Дожей (Doge's Palace). На его масштабных пейзажах можно видеть блеск и пышность города, и одновременно убывающие традиции. При этом художник использовал мощные атмосферные эффекты и сильные локальные цвета. В некоторым смысле, можно сказать, что он предвидел наступление эпохи импрессионизма.
Ранние работы Canaletto остаются самым востребованными и, по мнению многих авторитетных искусствоведов, считаются лучшими. Одна из его ранних работ - "The Stonemason's Yard" (написанная в период 1729 г.) изображает простой рабочий район города. Она была подарена сэру George Beaumont в 1823 г.
Картины Каналетто всегда были дорогими, поскольку многие европейские монархи соперничали за обладание его величественными видами. Рекордная цена, заплаченная на аукционе за картину художника в наше время составляет 18,6 млн £. Так высоко оценен "Вид на Гранд-канал от Палаццо Балби к Риальто" (View of the Grand Canal from Palazzo Balbi to the Rialto) на аукционе Сотбис (Sotheby's) в Лондоне в июле 2005 года.
Посмотрим, как отразил в своем творчестве родной город великолепный Каналетто!
Canaletto_Giovanni_Antonio_556

Canaletto_Giovanni_Antonio_557

Canaletto_Giovanni_Antonio_555

Canaletto_311

Canaletto_311a

Canaletto_311b

Canaletto_511a

Canaletto_311x

Canaletto_311g


Canaletto_511d

Canaletto_511b

Canaletto_511f

Canaletto_511ff


Продолжение следует...

Tags: canaletto giovanni antonio, venice, Венеция, искусство, художник
Subscribe

Posts from This Journal “Венеция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments